Как работает трамвай? Как работает троллейбус?

Если Вы живете в городе, то, скорее всего, часто встречаетесь с электротранспортом. В этой статье рассмотрим принцип работы, недостатки и преимущества трамвая и троллейбуса с точки зрения электрической части. Возможно, возникали вопросы: «Почему над троллейбусом два провода, а над трамваем один?», «Зачем трамваю ездить по рельсам?».

Электроснабжение транспортного хозяйства бывает двух типов: централизованное и децентрализованное. В первом случае одна мощная подстанция производит питание прилегающей к ней большой контактной сети (целая ветка), разбитой на участки, которые расположены на разном расстоянии от подстанции. Во втором случае каждый участок сети питается от двух или одной маломощной подстанции. На линии возле подстанции размещается изолятор, который разделяет ее на два участка. Это более надежный способ, потому что при выходе из строя подстанции, всегда можно запитать аварийный участок от соседней.

В странах бывшего СССР контактная сеть находится под напряжением 600В постоянного тока.

Рисунок 1 - Электроснабжение трамвая и троллейбуса 

Схема электроснабжения трамвая и троллейбуса изображена на рисунке 1. Для того чтобы питать контактную сеть, электрическая энергия проходит ряд преобразований: на электростанции (1) вырабатывается электроэнергия и передается на подстанцию (2), которая повышает напряжение для уменьшения потерь при транспортировке по высоковольтным линиям электропередач ЛЕП (3) на большое расстояние. В городе, на понижающей подстанции (4) происходит уменьшение напряжение до 6 или 10 кВ. Далее кабельными линиями (5) происходит соединение с тяговыми подстанциями (6), в которых и происходит преобразование переменного тока в постоянный с напряжением 600В. Контактная сеть (8,9) запитывается от тяговых подстанций. Номинальное напряжение для токоприемника передвижных составов считается 550В.

На первых трамваях раньше использовался третий рельс – контактный рельс. От него довольно быстро отказались из-за ряда проблем: во время дождя возникали короткие замыкания, а нормальному контакту мешали грязь и опавшие листья. Сейчас для трамваев используется воздушная контактная сеть (один провод). Токоприемник трамвая (пантограф, штанга) расположен на крыше вагона. С помощью него трамвай питается постоянным электрическим током. Рельсы же являются минусом в нашей электрической цепочке.

С троллейбусной контактной сетью немного иначе. Здесь корпус изолирован от соприкосновения с землей (контакт только через резиновые покрышки). Таким образом, контактная сеть состоит из двух проводов, один из которых плюс, а второй – минус (смотри рисунок 2). Но возникает опасность короткого замыкания при появлении контакта между двумя проводами контактной сети. Такое может получится при сильном ветре или падении троллей.

Рисунок 2 - Питание трамвая и троллейбуса

Токосъемник троллейбуса – это обычно штанга. Есть случаи, когда в городе трамваи используют штанговые токоприемники, тогда трамвай и троллейбус могут осуществлять движение по одной контактной сети.

В местах, где размещены изоляторы на контактной сети, а также в местах пересечений линий, для осуществления перекрестного движения, напряжение сети отсутствует. То есть при остановке на данном участке, продолжение движения от сети будет невозможно.

У трамваев есть вероятность, что обратный тяговый ток уйдет в землю, так могут образовываться блуждающие токи, которые плохо влияют на пролегающие вблизи трубы, кабели.

Корпус трамвая постоянно соединен с землей, а вот троллейбус изолирован от нее. Из-за этого в троллейбусе ведется жесткий контроль по утечке тока на корпус. Есть возможность поражения электрическим током при посадке/высадке, когда вы одновременно касаетесь корпуса и земли.    

Комментарии  

 
# Светлана 23.11.2015 12:06
Спасибо, очень доходчиво.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Александр! 08.12.2015 00:45
Спасибо! Очень полезная статья для меня!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# тилек 30.03.2016 18:52
Пишитье мне тролейбус работает на сколько ампера
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий 20.08.2016 11:18
Ты лучше спроси от скольких волт, а не ампер. Амперы зависят от нагрузки и от скорости троллейбуса. А вот напряжение питания троллейбуса, которая измеряется в вольтах, должна быть определенной величины.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Даниил 20.06.2016 11:22
Спасибо автору,все понятно.
Кстати про удар током в тралике,у нас в городе пол года назад мальчик мокрый заходил в салон,взялся за поручень на двери,там была плохая изоляция и он собой замкнул контакт...600V. ..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vedunasvluchsolnca 23.06.2017 10:13
К сожалению, это обычное пренебрежение своими обязанностями и неправильная конструкция транспорта
1. Корпус изолируется от токопроводящих элементов, но на пробой изоляции не делали проверку перед выездом.
2. если бы при изготовлении транспорта еще бы сделали изоляцию между металическими предметами - сидения, поручни-ставили еще одну изоляцию, то это удвоило бы безопасность трамвая или троллейбуса-в случае пробоя тока на корпус во время самой поездки эта вторая изоляция спсла б ребенка. Но такой подход удорожит изготовление транспорта.
сенйчас вообще можно уже не применять металл внутри салона.Но кто на это пойдет???? Деньги правят бал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Денис 23.11.2016 18:15
Эт все понятно. А насколько их провода безопасны для голубей и им подобных тварей?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Александр122 29.11.2016 18:08
Голубям и т.д пофигу , так как напряжение постоянное , по рельсам идет минус , по проводу плюс .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vedunasvluchsolnca 23.06.2017 09:53
Александр, тебе тоже будет безразлично, если будешь касаться только одногог провода без контакта с землей или второго провода. Тип тока - постоянный или переменный - не имеет значения. Дело в том, что птицы сидят только на одном проводе. Поэтому и нет замыкания через тело птицы. Если она коснется второго провода -как то дотянется второй лапкой или крылом без перьев до второго провода ))))) - то это уже будет копченный голубь.Так же и с человеком0 напрример, канатоходец будет живым, и спокойно -пройдет по контпкьному проводу.
ТАк что ты и сам заблуждаешься, к сожалению.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей 02.12.2016 07:03
Здрасте! А почему 600 вольт, а не 400 или 800??? Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vedunasvluchsolnca 23.06.2017 09:56
Это просто принятая условность, а также некоторые электрические расчеты по цене доставки, безопасности и по мощности потребления приборами. Типа- а почему тебя назвали Сергеем ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# владимир 02.05.2017 10:54
Не ЛЕП а ЛЭП
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vedunasvluchsolnca 23.06.2017 10:22
А может-это полуукраинское слово? Вторая буква - украинское Э ))))))
Линия ЭлектроПередачи - Линия ЕлектроПередачи - Мережа ЕлектроПередачі
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sergey 18.05.2017 08:46
Чем изолированы провода троллейбусной сети от дождя ?? Если ничем , то почему не происходит к/з ??
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# алекс 28.05.2017 19:46
Потому что дождевая вода( дистилированная ) не проводит электрический ток.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vedunasvluchsolnca 23.06.2017 10:02
Не согласен! дождь является физическим раствором ,а не дисцилированным . И Дождь проводит ток..
Sergey, Дело в том, что дождь не является однородным телом как вода в стакане. А это есть разные тела в виде капель дождя, между которыми ксть какой-то промежуток воздуха. А воздух и является изолятором тока.
Если бы дождь был бы в виде сплошной струи, а не каплями- то он бы замкнул контактную сеть трамвая с рельсами- И было б БА-БАААХХХХХ!!! !
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Общайтесь культурно

Ваше имя:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика